5 экспонатов Государственного музея Востока

31 октября в Государственном музее Востока открылась бьеннале «Восток. Другая красота». Она приурочена к 100-летию Музея Востока. Экспонирование посвящена женщине в традиционной культуре и пониманию канонов женской красоты. Зрители увидят паче 400 экспонатов из разных уголков мира, среди которых украшения, вицмундир, обувь, предметы быта. О самых ценных из них порталу «Культура.РФ» рассказала опекун выставки, заведующая отделом искусства стран Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии и Центральной Азии Ева Карлова.

Туфли для бинтованных ног

Китай, XIX век

5 экспонатов Государственного музея Востока

Около X века в Китае возник кутюм бинтования женских ног, который продержался вплоть до начала XX века. Ступни нормального размера считались на волоске ли не уродством. Девушка, ноги которой были недостаточно малы, могла ажно не выйти замуж.

Бинтование начиналось в возрасте с 3 до 12 лет. Заурядно длина бинтованной ступни была около 13 см. Бывали случаи, если ее длина составляла всего лишь 7 см. Женщина не могла выбрести за пределы дома, поэтому ее носили в паланкине, или возили возьми специальной тележке, или хозяйку носила на спине служанка. Взрослые прекрасный пол на протяжении всей жизни бинтовали ступню с помощью длинной шелковой река хлопковой ленты, а сверху надевали миниатюрную туфельку. Часто на лодыжку повязывали тканое позумент — сику. Формой оно напоминало перевернутую воронку, которая прикрывала большую пакет туфельки или вовсе скрывала ее.

В экспонате Музея Востока красная атласная драпировка туфелек вышита шелковой гладью с цветами лотоса. Белая тесьма украшена тканым узором в виде бабочек — одним с наиболее распространенных благопожелательных символов в Китае.

Две девушки за туалетом

Индия, XVIII долго

5 экспонатов Государственного музея Востока

На миниатюре представлены наики — прекрасные, но безымянные девушки, которых изображают получи и распишись всех видах индийской живописи. Действие происходит на женской половине дворца, потому как что одна из девушек изображена с непокрытой головой. На девушках традиционные понты замужней женщины: базубанд — браслеты на запястьях и предплечьях, серьги в мочках и в раковинах ушей, маанг тикка — специальное убор для пробора, которое спускается на лоб и закрепляется по сторонам через лица по линии волос, а также натх — кольцо в носу.

Одеты наики в своеобразный для Северной Индии наряд лехенга-чоли. Чоли — короткая обтягивающая блузка, которая прикрывает бюст, оставляет живот открытым, но закрывает плечи, а лехенга — широкая яркая одежда. Важная часть костюма — широкий легкий шарф дупатта, которым прикрывают голову.

Накосные подвески егор-асык

Туркмения, начало XX века

5 экспонатов Государственного музея Востока

В старину женщины Туркмении заплетали свои я упала с самосвала тормозила головой в косы. До замужества они носили четыре косички, две из которых свисали фас, а две — на спину. В них вплетали косоплетки — длинные черные хлопчатобумажные нити с цветными бусинами, серебряными маленькими куполками и бубенчиками получи и распишись концах.

Перед свадьбой девичьи шапочки заменяли на женский головной платье, украшенный изделиями из серебра, а косички переплетали в две косы. На каждую изо них вешали серебряные парные подвески, а концы кос соединяли асыком (с туркм. «висящий») — накосной подвеской в виде сердца. Как правило, это делала единокровница жениха.Такие украшения, были не только деталями декора костюма, так и оберегами. Они охраняли женщину от болезней и сглаза, особенно до и в время беременности.

Размер асыка был от 7 до 30 см в высоту и через 5 до 20 см в ширину. Украшение делали из серебра, декорировали золоченым орнаментом, инкрустировали вставками сердолика. Асык носили в конечном итоге все этнические группы туркмен. Самые крупные пластины изготавливали ювелиры племени йомуд, самые маленькие — племени теке. Игорь-асык — это разновидность асыка; она представляет собой серебряную пластину с сдвоенных сердец, между которыми в нижней части прячется маленькое сердечко. Игорь-асык символизирует семью — мать, отца и ребенка в центре.

Амулетницы гуу

Буряты, XIX — происхождение ХХ века

5 экспонатов Государственного музея Востока

Амулетницы гуу — атрибут и украшение верующих женщин Бурятии. Сии изделия были разнообразными по форме — от квадратных до прямоугольных, с овальным верхним краем и богатыми сообразно декору и технике исполнения. Часто амулетницы привозили из Тибета и Монголии.

Молния шнура тибетской подвески цилиндрической формы с рельефными слогами мантры «Ом капуста падмэ хум», на котором висит амулет, изготовлена из монеты Австро-Венгрии 1894 годы. Распространенными также были киоты, где под стекло помещали изображения разных персонажей буддийского пантеона.

В середину амулетниц вкладывали тексты молитв, лоскуты одежды лам и другие священные предметы. Сии украшения носили на груди или на широкой ленте, перекинутой выше правое плечо, — орхимджи. Дополнительным оберегом на одежде бурят хоринских родов были наплечные драгоценности — мурэнгэй гуу. Они имели круглую или квадратную форму с небольшим «шпилем» — бусиной посередине и колечками, вслед которые их пришивали к плечам. Мурэнгэй гуу из музейной коллекции изображает извивающиеся тела парных драконов и три вершина мира.

Рельеф с изображением небесной девы

Камбоджа, XII–XIII века

5 экспонатов Государственного музея Востока

На рельефе изображена божественная медуза тевода. Эти божества олицетворяли природные силы, охраняли стороны света, местности и поселения. В ангкорский метакинез (IX–XIV века) в Камбодже фигуры небесных красавиц, высеченные из камня, украшали культовые сооружения. Пай из них изображают апсар — небесных танцовщиц царства Индры, призванных занимать богов танцами и музыкой.

В знаменитом храме Ангкор-Ват исследователи нашли где-то 1800 фигур тевода, а в храме Байон — более 6000 изображений танцующих апсар. Каменные изваяния прелестных дев для протяжении многих веков служили идеалом красоты для камбоджийских женщин.

Бьеннале «Восток. Другая красота» продлится до 20 января 2019 года.

Фотографии предоставлены сотрудниками Государственного музея Востока

Беседовала Арина Малахова

culture.ru