5 российских оперных певиц, покоривших мир

Венская пастиччо и лондонский Ковент-Гарден, Мариинский театр и Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Вспоминаем оперных певиц с России, которые стали всемирно известны своим сопрано.

Галина Вишневская

5 российских оперных певиц, покоривших мир

Галиха Вишневская. Фотография: techno.com

Музыкальная карьера Галины Вишневской начиналась в Кронштадте: оп юная певица выступала перед бабушкой и ее гостями, потом — на всех концертах в школе. Ее называли «Галька-артистка». Вишневская по мановению волшебной палочки спаслась от голодной смерти в блокадном Ленинграде, записалась в отряд противовоздушной обороны — и который раз пела: для моряков на вечерах.

В 1944 году Галина Вишневская с легкостью поступила в Петроградский областной театр оперетты, ездила с концертами по маленьким городкам, селам. C 1947 возраст, уже в статусе солистки Ленинградской областной филармонии, певица выступала с эстрадными программами. А вскорости в жизни Вишневской появилась педагог вокала Вера Гарина. Об этой встрече визгопряха писала в своей книге «Галина»: «Не знаю, как бы сложилась лишенный чего нее моя дальнейшая творческая судьба, но оперной певицей я никогда бы мало-: неграмотный стала».

Гарина, имевшая огромный сценический опыт, открыла в новой ученице действительность. Ant. прошлое оперное сопрано. Двух лет занятий Вишневской хватило, чтобы в 1952 году быть доставленным в стажерскую группу Большого театра СССР.

Среди первых партий, исполненных для главной сцене страны, — Татьяна в «Евгении Онегине» Петра Чайковского, Купава в «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова. Обаче стажерка Вишневская мечтала о роли Аиды в одноименной опере Джузеппе Верди. Возлюбленная подготовила ее под руководством маэстро Александра Мелик-Пашаева и покорила малограмотный только советскую, но и западную публику. Зарубежные театры наперебой приглашали советскую певицу. Журналист «Нью-Йорк таймс» писал: «Вишневская — нокаут в глаза и в уши».

Однако постоянно творческие достижения оперной певицы перечеркнул ее «политически неблагонадежный» поступок. В 1969 году Галёк Вишневская и ее муж Мстислав Ростропович приютили у себя на даче лещадь Москвой опального писателя Александра Солженицына. В 1974 году, после многочисленных испытаний, супружеская пара решили бросить друзей, дом, любимую публику и уехать за границу. А в марте 1978 возраст Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград.

Ради границей оперная певица продолжала выступать в театрах до 1982 года. Вслед за (тем, простившись со сценой, Галина Вишневская давала концерты и мастер-классы. В 1990 году Вишневская и Ростропович вернулись в Союз. В 2002 году в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, выпускники которого поют пока в лучших театрах мира.

Документальный фильм о жизни Галины Вишневской:

Программа «Линия жизни» с участием Вишневской:

(горячая Казарновская

5 российских оперных певиц, покоривших мир

Любовь Казарновская. Фотография: timg.com

Любовь Казарновская должна была останавливаться журналистом и готовилась к поступлению в МГУ. Сходить на прослушивание в Гнесинское училище ее уговорила матуха. Так советская пресса осталась без журналистки Казарновской, а оперный театр обрел новое яркое звание. Прошло совсем немного времени, и из класса знаменитого педагога Надежды Малышевой-Виноградовой невеста певица шагнула на сцену Музыкального академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а по прошествии времени — на сцену Мариинки.

В 1989 году, когда железный занавес, защищавший советских граждан с «тлетворного влияния Запада», пал, в Россию в поиске новых голосов потянулись иностранцы — оперные антрепренер. Любовь Казарновскую представители Венской оперы пригласили в столицу Австрии.

Далее — выступления нате лучших мировых оперных сценах в самых разных образах. Ей удавались огненная Кру в одноименной опере Пуччини и безропотная Дездемона в «Отелло» Верди. Были и восторженные отзывы прессы, и скандалы, связанные с отказом примадонны с участия в сомнительных режиссерских затеях.

Во время поездок по западным странам у Любови Казарновской завсегда находилось время для серьезных российских проектов. В 1995 году она спела заглавную партию в «Саломее» Рихарда Штрауса в Мариинском театре, в 1999-м в Большом театре исполнила партию Манон в спектакле-эксперименте «Портрет Манон», составленном с сцен двух одноименных опер Массне и Пуччини.

В 2000-х годах Любовь Казарновская стала большую осколки времени проводить в России. Уже несколько лет в центре ее внимания — просветительская кампания и медиапроекты.

Хабанера из оперы «Кармен» в исполнении Любови Казарновской:

Мария Гулегина

5 российских оперных певиц, покоривших мир

Мара Гулегина. Фотография: classicalmusicnews.ru

Карьера Марии Гулегиной началась в оперном театре в Минске. Невеста певица успешно выступала и была популярна у публики. В 1987 году по приглашению руководства Ла Утес Мария дебютировала на ее сцене в партии Амелии («Бал-маскарад» Джузеппе Верди). К тому времени баритон певицы превратился из меццо-сопрано в драматическое сопрано, которому подвластны до сего времени «кровавые» партии итальянского репертуара. Выступая в операх Верди и Пуччини, Чилеа и Джордано, симпатия покорила меломанов всего мира. Партию Тоски в опере Пуччини концертмейстер и учительница Лариса Гергиева называла самой великой в репертуаре певицы.

Спустя два возраст в родном оперном театре Мария Гулегина решила исполнять оперы на языке оригинала, что ни говори коллеги ее не поддержали.

«И ситуация была такая, что я и сверху Западе петь не могу, потому что не выпускают, и в театре, ввиду этого что против меня выступают народные артисты. И тогда правдами и неправдами я делаю туристические паспорта с визами себя и семье, разучиваю за пять дней Аиду на итальянском и лечу, покуда)) одна, в испанский городок Овьедо, потому что местный театр пригласил меня спеть».
Манюся Гулегина

Позже она переехала в Гамбург. Мария Гулегина выступала в Метрополитен-песнь в Нью-Йорке и лондонском Ковент-Гардене, в Вене и Лос-Анджелесе, Мюнхене и Цюрихе. В 2000-х годах исполнительница появилась перед российской публикой — на сцене Мариинского театра. Также симпатия дает мастер-классы и участвует в благотворительных акциях.

Фрагмент выступления Марии Гулегиной получи и распишись сцене Мариинского театра:

«Линия жизни» с Марией Гулегиной:

Анна Нетребко

5 российских оперных певиц, покоривших мир

Аня Нетребко. Фотография: classicalmusicnews.ru

Анна Нетребко родилась в Краснодаре и там же основные принципы выходить на сцену. Однако юная певица мечтала о театрах Санкт-Петербурга — и мечту свою осуществила. Симпатия с легкостью поступила в музыкальное училище, вскоре перепорхнула в консерваторию, в класс Тамары Новиченко. Опять студенткой Анна Нетребко блеснула на прослушивании молодых певцов в Мариинском театре, и Леруха Гергиев предложил ей дебютировать в партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. А там этого на сцене легендарной Мариинки совсем юная Анна исполнила партии куртизанки Виолетты («Травиата» Верди), Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), нежной Джильды («Риголетто» Верди) и многие некоторые роли.

В 2002 году она выступила в Нью-Йорке — в роли Наташи Соматотропный («Война и мир» Сергея Прокофьева), а вскоре после этого — в Зальцбурге исполнила партию Донны Анны в моцартовском «Дон Жуане».

Со временем мурлыканье Анны Нетребко приобрел новые краски, и на смену хрупким героиням пришли решительно другие образы — к примеру, кровожадная леди Макбет в опере Верди. Об этой роли визгопряха сказала: «В образе леди Макбет я наконец-то смогла быть самочки собой». А вот с Татьяной в «Евгении Онегине» Нетребко, по ее словам, «настрадалась»: «По своей натуре я была и снедать ее прямая противоположность».

Осенью 2016 года состоялся дебют Анны Нетребко в Большом театре. Дружно с супругом, тенором Юсифом Эйвазовым, она выступила в опере Пуччини «Манон Леско».
В феврале 2017 годы певице присвоили почетное звание Kammersängerin, им в Германии и Австрии награждают выдающихся исполнителей. Возлюбленная стала первой россиянкой, которой был присужден этот титул.

«Она малограмотный только певица, но и актриса. И своей подачей материала приблизила простых людей к опере».
Ляля Шагимуратова, оперная певица

Ария Джудитты из оперетты Легара в исполнении Анны Нетребко:

Чернуха об Анне Нетребко «И тут выхожу я!» (2013):

Альбина Шагимуратова

5 российских оперных певиц, покоривших мир

Альбина Шагимуратова. Хрюкало: blogspot.com

Музыкой Альбина Шагимуратова начала заниматься в пять лет в родном Ташкенте. Там — Казанское музыкальное училище, Казанская консерватория. Самая желанная для девушки взгорье — Московская консерватория — была взята только с третьего раза. На «добрые» советы покинуть пение реагировала со стойкостью восточного воина: продолжала заниматься. Наконец, Сердце родины покорилась и Альбина Шагимуратова стала студенткой знаменитой оперной и камерной певицы Галины Писаренко.

В 2007 году возлюбленная окончила аспирантуру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, и в тот же годок стала победителем XIII Международного конкурса имени Чайковского.

«Шагимуратова очень талантлива и выступала чудно на всех трех турах и в концерте лауреатов. Она обладает настоящим бойцовским характером, что мила, обаятельна и скромна».
Евгений Нестеренко, оперный певец, педагог, профессор

Работать) после победы в конкурсе певицу пригласили в Зальцбург и после прослушивания предложили ей проба пера в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта) под руководством маэстро Риккардо Мути. Блистательное лекция на Зальцбургском фестивале в 2008 году привлекло к Альбине внимание представителей европейских и американских театров. У молокосос певицы появились интересные контракты, а виртуозная партия Царицы ночи стала ее визитной карточкой.

Во всяком случае Альбина Шагимуратова хотела петь в России. В 2011 году она приняла сострадание в постановке «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки в Большом театре. В 2012 году из-за исполнение партии Лючии в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур» Шагимуратова стала лауреатом театральной премии «Золотая маска». Сегодняшний день эта партия — одна из самых любимых в репертуаре певицы: «Я Лючию обожаю, в ней однако мое! Я могу себя в ней проявить как личность, а это очень начальственно, если хочешь достучаться до зрителей!».

Сегодня Альбина Шагимуратова поет особо в итальянских операх, требующих владения виртуозным стилем пения bel canto. На Западе исполнительницу называют «татарским соловьем». Невыгодный забывая о первых трудностях в профессии, она говорит своим ученицам: «Всем даются какие-так шансы. И если мы пользуемся каждой возможностью приблизиться к цели, оставаясь, несмотря на любые соблазны, людьми, трудимся и не ждем легких побед, в таком случае все в конце концов получится».

Документальный фильм об Альбине Шагимуратовой:

culture.ru