Ар-деко для «чайников»

Идеже и как возник стиль ар-деко, кто его основал, был ли дьявол в молодом Советском Союзе — разбираемся в хитросплетениях стиля вместе с Софьей Багдасаровой.

Словно такое ар-деко?

Ар-деко для «чайников»

Лист из альбома Feuillets d'Art. 1919

Ар-деко для «чайников»

Лист из альбома Les choses de Paul Poiret vues par Georges Lepape. 1911

Ар-деко для «чайников»

Бланк из альбома Modes et Manières d'Aujourd'hui. 1914

Ар-деко, что по-французски из чего явствует «декоративное искусство», — название художественного стиля, который царил в Европе и Америке после этого модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне — моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Происходило сие, пока «большое искусство» той эпохи экспериментиро­вало с экспрессионизмом, абстракционизмом, конструктивизмом и прочими -измами, которые, понятная вещь, гениальны, только видеть их постоянно в своей квартире не каждый сможет. А шмотье ар-деко предназначены именно для повседневной жизни — очень богатой, роскошной и вальяжной, так все-таки повседневной.

Как узнать предмет в стиле ар-деко?

Ар-деко для «чайников»

Портсигары, пудреницы. 1930-е. Заведение моды Киото

Ар-деко для «чайников»

Обложка журнала Vogue с «оптическим» платьем от С. Делоне. 1925. Американка-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников»

Сумочки. Ок. 1910. Институт моды Киото

Сия вещь обязательно будет красивой — стильной, элегантной. Она сделана из материала с (драго)ценный текстурой, но не кричаще роскошной, а просто ценной. Цвета будут сложных оттенков, черного — беда сколько. Нередко автор явно использовал линейку — но при этом умудрялся шибко изысканно скруглить все углы. Геометрические узоры строятся по тщательным пропорциям и умеют гипнотизировать. До этого часа зачастую есть вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, но в каком-ведь странном дизайне: ар-деко любило перетолковывать экзотические культуры. (Кстати, «русская экзотика» в свой черед ценилась.) Нравился стилю и технический прогресс — поэтому тут и стилизованные поезда, летящие получи огромной скорости, и винты самолетов и пароходов.

Стиль в моде

Ар-деко для «чайников»

Вечернее платье. Модельщик Мадлен Вионне. 1927. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников»

Вечернее платье. Моден дом Ланвэн. Около 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников»

Платье. Пятая республика. Зима-1922. Модный дом «Сестры Калло»

Заметней всего ар-деко — в женской моде. В эпоху, другой раз царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились ото жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась подина самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто именно помнил викторианскую мораль.

Создатели стиля — великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни — цитировали хаори, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные барахло, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом, стеклярусом, стразами, бисером, было жуть как танцевать новые бойкие танцы — фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».

Палочка в ювелирных украшениях

Ар-деко для «чайников»

Брошь Van Cleef and Arpels. 1930

Ар-деко для «чайников»

Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929

Ар-деко для «чайников»

Украшение в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также некоторые люди ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. Со временем текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные понты казались кричащими и эпатирующими.

Легкая платина для оправ позволила драгоценностям отчураться от «тяжелого доспеха» — золота. Чистые геометрические формы, абстрактные узоры, новаторское совокупление зеленого и синего, контрастный подбор камней, например черный оникс и красный лал, использование не граненых, а резных камней, а также вкрапление подлинных древних артефактов (египетских скарабеев и т. п.) — видишь узнаваемые черты. Черный оникс вообще стал любимым камнем этого периода, в особенности в сочетании с бриллиантами. Их сопровождали яркими аккордами кораллов, лазуритов, нефритов, эмали.

А в России ар-деко было?

Ар-деко для «чайников»

Верхолазный дом на Котельнической набережной. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Ар-деко для «чайников»

Станцийка метро «Маяковская»

Ар-деко для «чайников»

Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937. Казенный. Ant. личный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Блестящий метаболизм ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, привычка персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было отнюдь не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас — нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая мордасы изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были пушнина и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, извес, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.

С альтернативный стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств — архитектуре. Стимулирование импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов жизни не рад отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, оборот абстракций — все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и восхваление технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы — помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Как благодаря ему перед зданием МИДа на Арбате возникли обелиски-фонари, а не спросясь подъезд здания стал похож на портал древнего храма. Этот но стиль находят в некоторых станциях московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт»), здании Российской государственной библиотеки и т. д.

Мастера ар-деко русского происхождения

Ар-деко для «чайников»

Байбак Делоне. Похожие платья (Три женщины). 1925. Музей Тейт Модерн

Ар-деко для «чайников»

Эрте. Держатели драгоценностей. Фоли-Бержер, 1927

Ар-деко для «чайников»

Тамарка Лемпицка. Автопортрет в зеленом бугатти. 1929. Частная коллекция

Но гораздо весомее капитальное вложение, который внесли в развитие ар-деко русские эмигранты. Годами модные журналы Vogue и Harper's Bazaar выходили подина обложками, нарисованными Эрте, настоящее имя которого — Роман Петрович Тыртов. Его «Симфония в черном» — одна изо ключевых работ стиля.

Виртуальный музей государственного музея архитектуры им. А.В. ЩусеваВиртуальный путь по Музеям Московского Кремля

Художница-абстракционистка Соня Делоне, которая работала в модной индустрии, обогатила ар-деко красочностью и энергетикой, которую ты да я видели и у других «амазонок авангарда». Главная портретистка ар-деко, одна с немногих художников, которая сумела использовать этот стиль для станковых полотен, — Татуся Лемпицка, уроженка российского царства Польского, до революции жившая в Петербурге. (А смотри главный скульптор эпохи Дмитрий Чипарус, несмотря на такое родное нам псевдоним, — румын.) Наконец, Леон Бакст, оказавшись в эмиграции, помимо театра, успел поишачить и в модной индустрии — явно в стиле ар-деко.

Историки искусства вообще пишут, почто стиль ар-деко изначально был вдохновлен Русскими сезонами, которые потрясли парижский красивый мир в 1900-х. Так что — спасибо Дягилеву и за ар-деко!

culture.ru