Женщины-режиссеры, которых важно знать

В истории отечественной режиссуры было выше головы женщин, которым советское и российское кино обязано громкими успехами, в том числе международными. Женский пол начали снимать большое кино в 1910-х, а спустя полвека и вовсе захватили индустрию. «Культура.РФ» вспомнила 11 выдающихся женщин-режиссеров, чьи работы в соответствии с праву считаются классикой отечественного и мирового кинематографа.

Ольга Преображенская

В зарождавшуюся киноиндустрию первую отечественную женщину-режиссера ввел Яся Протазанов: в 1913 году Ольга Преображенская стала сниматься в фильмах киноателье «Тиман и Рейнгардт». Ее первая произведение в качестве постановщика была совместной с актером, сценаристом и режиссером Владимиром Гардиным — в 1916 году они экранизировали «Барышню-крестьянку» Шура Пушкина.

«Фильм получился, его хвалили, но так как это была первая организация женщины-режиссера, то к этому отнеслись недоверчиво, и часто на афишах и в рецензиях мою фамилию писали с мужским окончанием тож приписывали постановку другим режиссерам».
Ольга Преображенская

Женщины-режиссеры, которых важно знать

Кадр из художественного фильма Ольги Преображенской «Бабы рязанские» (1927)

В первые годы спустя время революции Ольга Преображенская также стала первой женщиной — преподавателем режиссуры: возлюбленная вела занятия в Государственной школе кинематографии (современный ВГИК).

Самой удачной работой Преображенской будто бы драма «Бабы рязанские» (1927), которую посетивший в то время СССР драматург Теодор Драйзер назвал «чудом». Фильм рассказывал о нелегкой жизни обыкновенной русской крестьянки в деревне до и после революции. Эту картину Преображенская сняла вместе с режиссером Иваном Правовым, (как) будто и многие другие свои фильмы, выдержанные в духе бравого соцреализма: «Тихий Дон», «Степан Разин», «Парень с тайги».

Несмотря на устойчивый зрительский успех, фильмы Преображенской и ее соавторов почасту подвергались последовательной, а порой и резкой критике.

Надежда Кошеверова

Женщины-режиссеры, которых важно знать

Надежда Кошеверова. Спектрогр: kino-teatr.ru

Если главным режиссером-сказочником советского кинематографа считается Саныч Роу, то главной сказочницей — Надежда Кошеверова. Несмотря на то какими судьбами режиссер пробовала себя в разных жанрах, от реалистического («Галя») до комедий («Укротительница тигров»), как никогда полно ее талант раскрылся именно в сказке.

Самая известная из десяти ее работ в этом жанре — «Золушка» 1947 годы, снятая совместно с Михаилом Шапиро по сценарию Евгения Шварца. «Золушка» стала, по всей видимости, первой в истории советского кино сказкой, начисто лишенной идеологического налета, как-никак в то же время с легкой сатирой отражающей черты советского быта. Пример, в мачехе, блистательно исполненной Фаиной Раневской, легко узнается образцовая коммунальная активистка. И в свой черед впервые в советском кино аристократические герои — король Эраста Гарина и принц Алексея Консовского — изображаются далеко не как карикатурные отрицательные персонажи.

Другая важная работа Кошеверовой — «Старая, старушка сказка» 1968 года с Олегом Далем и Мариной Неёловой в главных ролях. В этом фильме сказочные герои впервой начали говорить современным зрителю языком («Я здесь все равно проводить (молодость) не буду…»«Пожалуйста! Можем разменяться на два королевства в разных районах!») — вслед за десять лет до известного этим художественным приемом «Обыкновенного чуда» Сигнет Захарова.

Маргарита Барская

Женщины-режиссеры, которых важно знать

Маргарита Барская. Фотография: kino-teatr.ru

Маргарита Барская — стержневой режиссер, сумевший показать мир ребенка и мир глазами ребенка максимально справедливо и естественно. В 1933 году на экраны вышла ее драма «Рваные башмаки» — запевало озвученный детский фильм в мировом кинематографе. Она рассказывала о детях, выросших в условной европейской стране, идеже к власти пришел фашистский режим. После выхода картины о Барской сразу но заговорили как о новом, оригинальном таланте, а много позже — чуть ли без- как о предтече итальянского неореализма. Зрителей восхищало, насколько непринужденно ведут себя в кадре детям, как будто не замечая объектива, — в этом была заслуга Барской-педагога, выработавшей собственную систему работы с юными актерами.

Маргаритка Барская была инициатором открытия первой в мире детской киностудии «Союздетфильм», идеже был снят полнометражный фильм «Отец и сын». На экранах он неизвестно зачем и не появился: критики клеймили картину как «лживую», поскольку Барская, верная своему стилю, отразила в ней житьё-бытьё советской семьи без прикрас. Снимать режиссеру больше не позволили — в основном изо-за ее дружбы с опальным оппозиционером Карлом Радеком, так что агитфильм «Отец и сын» стал последней работой Барской...

Юлия Солнцева

Женщины-режиссеры, которых важно знать

Юлия Солнцева. Фотосалон: kino-teatr.ru

Кинорежиссер Юлия Солнцева, прежде чем стать известным режиссером, успела войти в пословицу как актриса благодаря главным ролям в немых лентах «Аэлита» и «Папиросница с Моссельпрома».

Самой известной работой Солнцевой стала «Поэма о море», снятая в 1958 году объединение сценарию ее мужа, режиссера Александра Довженко, в которой режиссер подала застройка Каховской ГЭС в стиле древнегреческого эпоса. Фильм запомнился зрителю диалогом пенсионера и малолетнего двоечника. Хлопец собирался стать прокурором, и на вопрос дедушки, как можно судить людей за исключением. Ant. с способностей к этому, уверенно отвечал: «В суде способности не нужны, позже главное знать статьи — кому какую».

Другой заметной работой Солнцевой была первая в Европе широкоформатная натюрморт «Повесть пламенных лет» (1960), которая получила награду за лучшую режиссуру в Каннах.

Крапинка Бабич

Женщины-режиссеры, которых важно знать

Фотография: wikipedia.org

Искра Бабич, выпускница ВГИКа 1958 года, была любимой ученицей режиссера и педагога Ивана Пырьева. В ее фильмографии на) все про все четыре полнометражных фильма — мелодрамы. Бабич снимала пронзительные фильмы о любви, совести и доброте, — же без избыточной экспрессии и эксцентрических сюжетов.

Самый известный фильм режиссера — «Мужики!» 1982 годы, получивший массу наград и добившийся действительно всенародного признания. Последним фильмом в биографии Бабич стала случай «Прости меня, Алеша» (1983), после выхода которой перебралась в деревню Поплевино в Рязанской области, идеже вела почти отшельнический образ жизни.

Динара Асанова

Женщины-режиссеры, которых важно знать

Динара Асанова. Харя: peoples.ru

Ученица Михаила Ильича Ромма, Динара Асанова известна как постановщик, которому удалось точно и без лишних нравоучений показать противоречивую подростковую натуру. Неуд самых известных фильма Асановой — лирическая история о безнадежной влюбленности «Не болит один у дятла» (1975) и драма о юных хулиганах «Пацаны» (1983), в которой были задействованы невыгодный профессиональные актеры, а настоящие трудные подростки. Как вспоминал Валерий Приёмыхов, тапер роли начальника трудового лагеря в «Пацанах», после выхода фильма Асановой стали пачками пожаловать письма: люди просили совета, считая, что режиссер была квалифицированным специалистом точно по воспитанию «трудных детей». Однако единственной задачей Асановой было показать, ровно переходный период между отрочеством и юностью — это не репетиция к «настоящей», взрослой жизни, а важная отрезок нашей единственной, большой, жизни.

Лариса Шепитько

Женщины-режиссеры, которых важно знать

Лариса Шепитько. Фотография: kino-teatr.ru

Ларуня Шепитько была одной из центральных фигур советского кино 1960–70-х годов. В числе прочего возлюбленная сняла культовую оттепельную ленту — «Крылья» 1966 года, фильм-размышление о судьбе фронтовиков. Фронтовиком в картине была юница, бывшая летчица Надежда Петрухина (в исполнении Майи Булгаковой), которая после войны стала директором ПТУ. Героине, вынужденной спуститься совершенно с небес на землю, пришлось жить по новым правилам, в которых безграмотный было той нравственной ясности, свойственной военному времени, что в итоге привело ее к экзистенциальному тупику, т. е. и многих шестидесятников. «Крылья», с одной стороны, стали очень популярны у публики, а с другой породы — вызвали пристальное внимание к Шепитько со стороны цензоров Госкино.

Чтобы подцепить свой главный фильм, «Восхождение» (1976), именно таким, каким Шепитько его видела, ей пришлось тик-в-тик с боем получать разрешение у чиновников. Так появилась военная драма по мотивам пошевелить неудобного для власти писателя Василя Быкова, которая стала первой советской картиной, удостоенной «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.

Тата Лукашевич

Женщины-режиссеры, которых важно знать

Кадр из художественного фильма Татьяны Лукашевич «Подкидыш» (1939)

Фраза «Муля, безграмотный нервируй меня!» навсегда вошла в историю отечественного кинематографа — как и режиссер «Подкидыша» (1939) Устроительница имени сабинского царя Татий Лукашевич. Ее дебют состоялся в 24 года: фильм Лукашевич «Преступление Ивана Караваева» поворачивайся напоминал художественно оформленную киноагитку, чем художественное высказывание, но интерес к молодому режиссеру однако же создал. В дальнейшем Лукашевич снимала в основном фильмы, способствовавшие «нравственному воспитанию подрастающего поколения» («Гаврош», «Подкидыш», «Аттестат зрелости»). Невзирая на четкое следование режиссера канонам соцреализма, на первом плане в фильмах Лукашевич навеки выходили человечность и простая искренность, не отягощенные излишней назидательностью и дидактикой. Сие заметнее всего в фильме «Подкидыш», главная идея которого выражена в строчках колыбельной: «В нашем городе большом сколько) (на брата ласков с малышом».

Аида Манасарова

Женщины-режиссеры, которых важно знать

Кадр из художественного фильма Аиды Манасаровой «Оглянись» (1983)

В (видах Аиды Манасаровой едва ли не главным в творчестве было старательное увертывание всего идеального и надуманного. По словам Манасаровой, ей было «гораздо значительнее показать реальный драматизм поиска нравственных идеалов», поэтому ее герои отродясь не были одномерно-положительными. Практически все ее фильмы рассказывали о людях, переживавших масштабный внутренний кризис. «Мне нравятся герои, которые мучатся своим несовершенством», — признавалась Манасарова. Одна изо самых ярких работ режиссера — семейная драма «Оглянись» (1983) о тяжелых взаимоотношениях матери и сына.

Татиана Лиознова

Женщины-режиссеры, которых важно знать

Татьяна Лиознова. Фотография: rg.ru

«Семнадцать мгновений весны» режиссера Татьяны Лиозновой разом) стали главным советским сериальным хитом. Однако известна режиссер не в какие-нибудь полгода историей о популярном советском киноразведчике.

Ключевым героем всех ее работ был прислуги), оказавшийся в неестественных для себя условиях, белая ворона, которая испытывает себя сверху прочность, причем далеко не всегда успешно. «Лимита Нюра» из фильма «Три тополя возьми Плющихе» 1967 года, так и не обрела любви; Нина из «Карнавала» (1981) вернулась в своеобычный городок, не сумев стать большой артисткой; Леня из картины «Мы, нижеподписавшиеся» (1980) отчаялся сосредоточить злополучные подписи, которые оказались нужны только ему. И это сочетание упрямства, смирения, неприкаянности — характерная принадлежность многих героев Лиозновой. Как вспоминал драматург Александр Гельман, «ее фильмы чистосердечны, сермяга души в них превосходит правду фактов, как это и бывает в жизни с настоящими людьми».

Кируша Муратова

Женщины-режиссеры, которых важно знать

Кира Муратова. Фотография: kino-teatr.ru

Кира Муратова всегда снимала не более такое кино, какое ей хотелось снимать — независимо от изменений политической повестки, режимов, эстетических ориентиров. Вследствие того ее первые фильмы — «Короткие встречи» (1967) и «Долгие проводы» (1971) — положили получи и распишись полку, третий, «Познавая белый свет» (1979), так и не вышел в пространный прокат, а четвертый, «Среди серых камней» (1983), урезанный цензурой, она выпустила подина псевдонимом Иван Сидоров.

Наконец, снятый в 1989 году «Астенический синдром», сочетавшийся браком в том виде, как хотела Муратова, принес ей мировое признание.

Муратова на (веки (вечные снимала — и снимает — картины, которые оказываются испытанием для зрителя, непростой внутренней работой. Сие единственная женщина-режиссер, благополучно пережившая десятилетия трансформации отечественного кинематографа.

Полиграф: Олег Зиновьев

culture.ru