Неизвестный Петров-Водкин

Современники называли Кузьму Петрова-Водкина «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее». Некто писал натюрморты, жанровые картины и портреты, оформлял спектакли и выполнял эскизы костюмов, а нате весь мир его прославило знаменитое полотно «Купание красного коня».

Церковные росписи

Неизвестный Петров-Водкин

Кузяша Петров-Водкин. Церковная роспись «Жертвоприношение Авеля» (фрагмент). 1910. Храм Василия Златоверхого, Овруч, Житомирская ветвь, Украина

Неизвестный Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Майолика «Богоматерь с младенцем». 1903—1904. Ортопедический научно-исследовательский институт доктора Вредена в Александровском парке, Санкт-Петербург

Неизвестный Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Церковная хохлома «Каин убивает своего брата Авеля» (фрагмент). 1910. Храм Василия Златоверхого, Овруч, Житомирская ведомство, Украина

Кузьма Петров-Водкин родился в небогатой семье сапожника в городе Хвалынске Саратовской губернии. В юности спирт познакомился с местными иконописцами, вместе с которыми осваивал иконописные традиции. Затем мазила учился в Санкт-Петербурге в училище технического рисования барона Штиглица, в Москве у Валя Серова и в частных студиях Парижа.

В 1900-е годы во время учебы Козьма Петров-Водкин часто брал церковные заказы. Он расписывал храмы, создавал эскизы угоду кому) мозаик и майолик. Художник украшал саратовскую церковь Казанской иконы Божией Матери, но сюжеты и образы были признаны неканоническими, росписи уничтожили. В 1904 году пользу кого храма в петербургской клинике Вредена Петров-Водкин создал эскиз майоликового сузани «Богоматерь с младенцем». Он сам ездил в Лондон на керамическую фабрику — вот-вот там композицию изготовили из обожженной глины и глазури.

Для иконостаса храма баталист написал иконы. В украинском городе Овруч он расписывал храм Василия Златоверхого изумительный время реконструкции и воссоздал библейские сюжеты «Жертвоприношение Авеля», «Каин убивает своего брата Авеля».

Сварливая Петрова-Водкина Мара принадлежала к католической вере. Чтобы обвенчаться с ней, шаржист украсил своды храма в родном Хвалынске: таково было требование священника.

Симпатия создал эскиз фрески «Распятие» для Крестовоздвиженской церкви в 1911 году, всё же до наших дней росписи не сохранились.

Знаковые живописные работы

Неизвестный Петров-Водкин

Кузяха Петров-Водкин. Играющие мальчики (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петроград

Неизвестный Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Сон (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Ленинград

Неизвестный Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (фрагмент). 1912. Государственная Третьяковская ряд, Москва

В 1910 году, после возвращения из Франции, Петров-Водкин представил для выставке картину «Сон».

В своей характерной авангардной манере художник изобразил уснувшего сверху пустынной земле обнаженного юношу, а рядом с ним — двух женщин, тоже сверх одежды. В художественных кругах Петербурга вспыхнули споры по поводу полотна. Илюша Репин, например, опубликовал открытое письмо: он обвинял Петрова-Водкина в декадентстве и бессмысленном эротизме. При всем при том некоторые художники оценивали картину иначе. Например, Александр Бенуа сравнил юношу с полотна с человеческим гением, а женщин по-над ним — с богинями Красоты и Уродства, которые сопутствуют творчеству.

Нынешний год с моей картиной «Сон», сделавшей меня известным и в изрядный публике, — этот год вздернул меня совсем на дыбы, и теперь я чувствую себя после каждый будущий мазок ответственным больше, чем раньше.Кузьма Петров-Водкин

В 1911 году Петров-Водкин написал картину «Играющие мальчики». Согласно композиции она перекликалась с «Танцем» Анри Матисса, а по сюжету — с библейским сказанием о Каине и Авеле. Храмовые росписи с этими персонажами портретист создавал незадолго до работы над полотном. В «Играющих мальчиках» живописец в первый раз использовал трехцветную гамму и изобразил пространство картины условным, упрощенным. Оба приема стали узнаваемыми и характерными в целях всего его дальнейшего творчества. Еще одно полотно — «Купание красного коня» 1912 возраст — принесло Петрову-Водкину мировую известность.

Художник взял за основу завсегдашний сюжет. Однако первый вариант картины, близкий к бытовому жанру, он уничтожил. В окончательном «Купании» сделано нет натурных изображений и мелких деталей, его композиция проста и при этом символична: три фигуры юношей и три лошади. Фреска написала ясными, чистыми цветами с доминирующим оттенком. Художник ориентировался на устои русской иконописи: «красных коней» писали мастера на древних иконах. В 1914 году доулас отправили на выставку в Швецию, Кузьма Петров-Водкин получил за него с шведского короля медаль и грамоту.

Из-за Первой мировой войны и революции узор так и осталась за границей — вернуть ее удалось лишь в 1950-х годах.

Натюрморты: краски и форма, плотность и прозрачность

Неизвестный Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Утренний натюрморт (фрагмент). 1918. Общегосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

Неизвестный Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Яблоки (фрагмент). 1917. Народный Русский музей, Санкт-Петербург

Неизвестный Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Селедка (фрагмент). 1918. Государственно-монополистический Русский музей, Санкт-Петербург

Кузьма Петров-Водкин создавал немало натюрмортов — «Яблоки», «Скрипка», «Утренний натюрморт» и кое-кто. На картинах появлялись не только традиционные элементы, но и самые неравные бытовые предметы, например конверты и спичечные коробки, чернильницы и журналы. Петров-Водкин экспериментировал с изображением фактур: матовые предметы с теплой шероховатой поверхностью непрестанно контрастировали с гладкой прохладной посудой — самоваром, чайником, графином.

Для этого скульптор тонко выписывал игру света на их блестящих поверхностях.

Необходимо открыть предмет, выключить его декоративность и его приспособленные для человека функции, только лишь тогда вскрываются земные условия и законы его жизни, уясняются и цвет в его количествах, и документофо, их плотность и прозрачность.Кузьма Петров-Водкин

В 1918–1920 годах нате натюрмортах Кузьмы Петрова-Водкина появились приметы тяжелого времени. Например, держи холсте «Селедка» показан провиант голодных дней: недорогая рыба, хлеб и двум картофелины.

Портреты современников

Неизвестный Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой (эпизод). 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Неизвестный Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Фронтиспис Марии Петровой-Водкиной (фрагмент). 1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Неизвестный Петров-Водкин

Кузёна Петров-Водкин. Портрет Саломеи Андрониковой (фрагмент). 1925. Государственная Третьяковская портик, Москва

Петров-Водкин создавал портреты родственников и известных людей своей эпохи. В 1922 году ему позировала Аннюня Ахматова. Ее писали многие современники: итальянский экспрессионист Амедео Модильяни создал минималистичный вид буквально в несколько линий, авангардист Натан Альтман изобразил поэтессу изысканной утонченной дамой, а Зинаидка Серебрякова — нежной и ранимой женщиной. Анна Ахматова у Петрова-Водкина — строгая, сосредоточенная и сдержанная.

Закачаешься время творческой командировки во Францию в 1920-е годы Кузьма Петров-Водкин продолжил горбить спину над своей портретной галерей. В Париже он создал портреты художницы Любови Эренбург и Саломеи Андрониковой — блистательной красавицы, мецената и подруги Анны Ахматовой. В России маринист написал Максимилиана Волошина, у которого гостил в Крыму, и поэта-символиста Андрея Белого, с которым был дружен.

Неизвестный Петров-Водкин

Кузяха Петров-Водкин. В детской (фрагмент). 1925. Частное собрание

Неизвестный Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Портретик африканского мальчика (фрагмент). 1907. Частное собрание

Неизвестный Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Капля в каплю дочери художника Елены (фрагмент). 1923. Государственный Русский музей, Санкт-Северная пальмира

Петров-Водкин любил писать детские портреты, привозил множество этюдов с путешествий. Во время поездки по Северной Африке он создал «Портрет африканского мальчика». Даром что местные жители практически не позволяли себя рисовать, мальчику разрешили красоваться для полотна — это было большой удачей.

Также Петров-Водкин двадцать (десять писал любимую и долгожданную дочь Елену: «Портрет дочери художника Елены», «Утро в детской», «Ленушка в кровати». Тридцатка лет героиней его полотен была жена Мария. Даже предложение пленэрист сделал ей во время сеанса, когда она позировала для первого портрета. И с тех пор симпатия часто писал ее — спокойную и умиротворенную.

Театральный художник Петров-Водкин

Неизвестный Петров-Водкин

Кузя Петров-Водкин. Эскиз декорации пролога к инсценировке «Дневник Сатаны» (фрагмент). 1922. Коммунальный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Неизвестный Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Упрощенная структура грима Сатаны к инсценировке «Дневник Сатаны» (фрагмент). 1922. Государственный центральный величавый музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Неизвестный Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Эскиз декорации к инсценировке «Дневник Сатаны» (часть). 1922. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Кузьма Петров-Водкин в мысль всей жизни работал театральным художником.

Еще в 1913 году он создал костюмы и макияж к спектаклю «Орлеанская дева» по пьесе немецкого драматурга Фридриха Шиллера, после этого оформил постановку «Дневник Сатаны» по произведению Леонида Андреева. В 1935 году художник от слова «худо» оформлял спектакль «Женитьба Фигаро» по пьесе французского драматурга Бомарше. Театральные критики отмечали крепость и великолепие цвета в постановке, его тонкие нюансы и комбинации.

Режиссер Всеволод Мейерхольд предложил ему сложение преподавателем на своих курсах.

В последние годы жизни из-за туберкулеза легких люди в белых халатах рекомендовали художнику не писать масляными красками, и он посвятил себя литературе. Умер п в 1939 году в Ленинграде, в котором и прожил большую часть жизни. Наследие Кузьмы Петрова-Водкина охватывает больше тысячи произведений, которые хранятся в крупнейших музеях России.

Автор: Ритоха Ковынева

culture.ru