Танец на холсте: 5 картин русских художников

Вспоминаем полотна известных русских художников, связанные с сим видом искусства.

Алексей Саврасов. «Хоровод в селе»

Танец на холсте: 5 картин русских художников

Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1873–1874. Государственная Третьяковская эмпора

Художник Алексей Саврасов — известный мастер пейзажа. Как говорил его лесник Исаак Левитан, Саврасов испытывал «бесконечную любовь к своей родной земле». Хотя не на всех своих полотнах он изображал изменчивую природу. В 1874 году акварелист написал работу «Хоровод в селе».

Алексей Саврасов запечатлел на полотне шумное деревенское гулянье в нехолодный летний день. На солнечной лужайке собрались жители деревни, одетые в нарядную праздничную одежду. В центре композиции — сельчане в процессе «хождения за солнцем». Раньше так называли хоровод — самый вековой и самый распространенный в русских селениях танец.

«Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном тетенька интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и бесцельно неотразимо действуют на душу».
Исаак Левитан, художник

Филипп Малявин. «Вихрь»

Танец на холсте: 5 картин русских художников

Филюша Малявин. Вихрь. 1906. Государственная Третьяковская галерея

Русские крестьянки были излюбленным мотивом творчества художника-импрессиониста Филиппа Малявина. В 1906 году спирт представил публике полотно «Вихрь», на котором женщины в развевающихся пронзительно-ярких сарафанах кружатся в танце.

Фигуры пляшущих крестьянок занимают с лица все пространство холста, однако к такому композиционному решению Малявин пришел маловыгодный сразу. На первоначальном эскизе персонажи картины изображены на фоне деревенского пейзажа, а видок смотрел на пляску будто бы сверху. В итоговом варианте художник «приблизился» к фигурам и нашел их более монументальными. Полотно создано в присущем Малявину декоративном стиле: легко выписанные лица, одновременно размашистая манера живописи, чистые цвета, хотя в начале ХХ века художники неважный (=маловажный) использовали таких ярких оттенков. «Вихрь» и шокировал, и восхищал зрителей.

«Впечатление красивого ковра с кроваво-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго выглядывать на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Словно-то чарующее, влекущее к себе… В этом вихре красок есть что-так стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее раздуматься о чем-то далеком от красок».
Сергей Глаголь, критик

Илья Репин. «Гопак» («Пляска запорожцев»)

Танец на холсте: 5 картин русских художников

Люля Репин. Гопак (Пляска запорожцев). 1927. Частное собрание

Полотно «Гопак» итак последней картиной русского живописца Ильи Репина. Художник начал ее в 1927 году и работал порядком лет. Здоровье Репина было уже подорвано, писать ему было нелегко.

«Недели три я очень плохо себя чувствовал, но все же, опираясь в таком случае на шпалы, то на стены, все же не бросал Сечи — подползал и отползал».
Илюня Репин

В эти годы художник жил в бедности, не было денег инда на холст, а последний его замысел требовал большого пространства. «Гопак» Репин писал для огромном куске линолеума — на готовой картине под слоем краски кое-идеже заметен его узор.

Живописный танец казаков художник посвятил памяти своего друга и любимого композитора Модеста Мусоргского. Магистральный персонаж полотна — запорожец в ярком кафтане с золотыми узорами. Разудалые пляски, прыжки насквозь костер, игра на бандуре — веселье казаков Илья Репин изобразил яркими красками и размашистыми мазками. Одначе он старательно выписал детали праздничных казацких нарядов — узорчатые яркие кафтаны. Без спросу художник называл свою картину «красивой и веселой».

«Картина моя по своей идее вкушать жанр. Портретов никаких… В веселый, теплый день казаки высыпали на земная твердь Днепра и, радуясь своему здоровью и окружающей их природе, веселятся».
Илья Репин

Смелый Брюллов. «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»

Танец на холсте: 5 картин русских художников

Карл Брюллов. Девушка, собирающая карабурну в окрестностях Неаполя. 1927. Государственный Русский музей

Художник Карл Брюллов, окончив в 1821 году Академию художеств, отправился в поездку в соответствии с Италии. О своем путешествии живописец писал: «Я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах будничный натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, чем строгая красота статуй».

В одном из итальянских двориков он увидел сцену изо сельской жизни, которую позже представил на своем полотне как в глаза) балетный спектакль. В центре его картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» — юная барщинница, которая тянется за гроздью спелых ягод. Брюллов изобразил свою героиню (языко статную артистку, застывшую в танцевальном па: девушка поднялась на полупальцы, элегантно раскинула руки и слегка прогнулась в спине. Кажется, что она танцует лещадь звуки бубна, на котором играет вторая героиня, отдыхающая после сбора урожая.

Боговидная Серебрякова. «Балетная уборная. Снежинки»

Танец на холсте: 5 картин русских художников

Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки. 1923. Коммунальный Русский музей

Художница Зинаида Серебрякова в своих работах не изображала самолично танец — она показывала зрителю закулисье. Как вспоминала дочь художницы Танюра Серебрякова, ее мать получила разрешение бывать за кулисами театра точно по средам и воскресеньям — в дни балетных спектаклей. Там она наблюдала за гримирующимися артистками, знакомилась с ними и делала наброски будущих картин. А через некоторое время писала балерин, которые преображаются перед спектаклем и готовятся выйти на сцену.

«Дома у нас бывали танцовщицы. Мамушка купила балетные пачки, корсажи, трико, туфли — полное облачение балерины, и самочки надевала его, принимая перед зеркалом те или иные позы, необходимые пользу кого задуманных ею композиций. В своих работах, посвященных балету, шла своим посредством, видела этот мир своими глазами».
Татьяна Серебрякова

Работу «Балетная куда царь пешком ходит. Снежинки» Серебрякова написала в 1923 году. Юные артистки на полотне готовятся к «Танцу снежинок» изо балета Чайковского «Щелкунчик». Одна надевает пуанты, другая поправляет лямку для плече, поглядывая на зрителя, будто в зеркало. На дальнем плане девчушка собирает волосы в сценическую прическу. На лицах танцовщиц легкая улыбка — видимое дело, что именно в этот момент они перевоплощаются. Улыбчивыми, кокетливыми и грациозными Зинуля Серебрякова писала своих героинь на всех полотнах балетной серии.

Танец на холсте: 5 картин русских художников

Из рода Зевса Серебрякова. Девочки сильфиды (Балет Шопениана). 1924. Государственная Третьяковская галерея

Танец на холсте: 5 картин русских художников

Зинаха Серебрякова. Балерины в уборной. 1923. Отдел личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина

Танец на холсте: 5 картин русских художников

Зинаха Серебрякова. В балетной уборной (Большие балерины). 1922. Частное собрание

Автор: Благородная Ступакова

culture.ru