Владислав Пастернак: «Кино — это искусство, бизнес — вынужденная форма его существования»

С 15 в области 17 ноября 2018 года пройдет VII Санкт-Петербургский международный культурный собрание. В его программе — концерты и круглые столы, выставки и дискуссии, спектакли и выступления экспертов. Одним с спикеров открытого лектория «Культура 2.0» станет продюсер, генеральный директор кинокомпании HHG Влад Пастернак. В преддверии мероприятия он рассказал порталу «Культура.РФ» о том, каких российских режиссеров обсуждает с зарубежными коллегами, на хрена путь молодого кинематографиста состоит исключительно из препятствий и чего не выше головы современной отечественной киноиндустрии.

Владислав Пастернак: «Кино — это искусство, бизнес — вынужденная форма его существования»

Владислав Пастернак. Фотография: recfest.ru

— Владислав, на будущем Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге в открытом лектории «Культура 2.0» пройдет спор «Кино и культура: влияние молодых режиссеров на культуру». Почему эта проблема актуальна и что именно вы хотели бы обсудить?

— Как ни уныло, я думаю, что сегодня молодые режиссеры в целом ни на какую культуру не шутя не влияют. Они подчинены ее видимым и невидимым силовым линиям и делают так, что могут, — в тех условиях, которые сложились. Чтобы влиять на культуру, кинематография должно идти широко и с рекламой. Это редко происходит с фильмами начинающих режиссеров. В среде тем, все те, кто сегодня как раз влияет на культуру и толчок — он в кино от культуры неотделим, — заняли свои позиции 25–30 полет назад, как раз в том возрасте, в котором сегодня находится кинематографическая холостежь. Почему 30–35-летний режиссер, продюсер, сценарист тогда уже считался зрелым мэтром, был в силах принимать масштабные решения, заниматься крупными проектами, а сегодня точно такой а человек — подчас более насмотренный и технически подкованный — считается начинающим, нуждающимся в опеке и контроле со стороны старших товарищей? Этому не имеется рационального объяснения, но совершенно понятно: настало время новых проектов, новых смыслов, настало досуг выпускать в широкий прокат новые фильмы, сделанные новыми людьми по новым лекалам. Буква тема актуальна всегда, и сейчас, когда созрело новое поколение молодых режиссеров, имеет замысел поднять ее в очередной раз.

— Путь молодого режиссера к признанию — какой симпатия сегодня? С какими сложностями он сталкивается? Можно ли предложить универсальную формулу успеха?

— Универсальной формулы налицо денег не состоит. Кто-то снимает короткометражку на телефон и попадает в обойму, кто-так находит средства и получает возможность сделать полный метр, который прогремит в прокате и нате фестивалях. Не хочется сыпать банальностями, но путь кинематографиста состоит в из препятствий, и главная формула успеха при наличии таланта и яркого проекта — сие терпение, упорство. Мы не знаем талантливых людей, которые сдались сначала времени. Только те, кто смог преодолеть, дожать, проявить несгибаемость и эластичность где надо (и не перепутать), получают возможность сделать кино. Во всяком случае, ключевых моментов чуть-чуть: это классный короткий метр, мощный смелый сценарий, своевременный и очень идущий от сердца полнометражный дебют. А что нужно, чтобы сделать каждый из них, — пусть будет так все на свете нужно, и при этом очень много без что такое? можно обойтись, кроме головы — вот без нее никак нельзя. В любом случае, режиссеру может оказываться достаточно одного фильма, чтобы оказаться признанным.

Владислав Пастернак: «Кино — это искусство, бизнес — вынужденная форма его существования»

Владислав Пастернак. Фотография: Мишуля Вильчук / hhg.ru

— Обязательно ли режиссеру иметь профессиональное образование в этой сфере? То и дело ли, по-вашему, самоучки становятся хорошими киношниками?

— Профессиональное образование получают, видимости), сотни молодых режиссеров в год в одной только нашей стране. Разумеется, быть отборе абитуриентов учитываются их способности, но это еще не является гарантией востребованности в индустрии. Как бы то ни было, и востребованность не означает, что режиссер «хороший» — возможно, он просто комфортный чтобы осторожного продюсера или неверно понимающего киноиндустрию инвестора, а это еще мало-: неграмотный имеет отношения к качеству. Самоучек в истории кино — масса. Прежде всего, как припоминается Джеймс Кэмерон. Однако самоучка самоучке рознь. Режиссер, продюсер, да любой кинематографист должен иметь расширенное сознание и массу разных компетенций. Тот но Кэмерон имел незаконченное техническое образование, он и художник, и многое другое. И пизда тем, как стать режиссером, много времени провел на съемочной площадке. Ми, как продюсеру, все равно, учился режиссер в киношколе или нет, ми важно лишь то, что он может — а об этом красноречивее чем) говорит снятый им короткометражный фильм, предложенный или написанный им прогноз. Есть режиссеры, пришедшие из близких к этой специальности профессий — из актеров, операторов. Прислуги) с улицы, впервые взявший в руки камеру и сразу выдавший шедевр — это небылица. Сама по себе корочка — это еще не то, что определяет режиссера (языко настоящего специалиста, но образование здорово сокращает путь в киноиндустрию. Поэтому твердить всем рекомендую.

— Что скажете о российской киноиндустрии? Вы сторонник какого мнения: ее недостает и она появится нескоро, или она возрождается на наших глазах?

— Киноиндустрия у нас лакомиться, но она относительно небольшая — это одновременно и ограничивает, и открывает любопытные потенциал. Она ни из чего не возрождается, а создается с нуля новым обществом в новой стране. Я считаю, сколько между советским кино и российским очень мало общего: они существовали в разных социальных, культурных и экономических условиях, (на)столь(ко) что мы имеем дело не с возрождением старого, а с появлением и развитием нового кинофильм. Советское кино, создававшееся в условиях плановой экономики и за железным занавесом, — похоже австралийской фауны: прекрасно, удивительно, необычно, бесценно, но в жесткой конкуренции с побольше продвинутыми и агрессивными формами, увы, оказалось неконкурентоспособно.

Сегодня киноязык и смыслы остальные, и наше кино создается с нуля: лет 25–30, а вернее всего — ранее с XXI века, с момента, как киноэкранов стало достаточно, чтобы окупить фильм в пределах кинотеатрального рынка, — и точкой отсчета я бы считал «Бумер» 2003 лета и «Ночной дозор» 2004 года. Киноиндустрия создается и будет создаваться еще длительное время. За Штатами и Китаем нам, пожалуй, не угнаться, у американцев одна мастерская Warner Bros. по размаху, как, наверное, все наши мощности в сопровождении взятые, а у них таких студий десяток и масса студий поменьше. И к их услугам вполне мировой рынок — они на нем давно и прочно. У китайцев рынок одно благоп рос на сотню экранов в неделю, да и население огромное, ничего общего с Китаем у нас в этом смысле блистает своим отсутствием. Наша индустрия должна экономически и культурно встраиваться в европейскую, принять свое почетное помещение одной из великих европейских кинематографий вместе с итальянской, французской, немецкой, польской и другими и, сохраняя свое уникальное обли, развиваться дальше как на внутреннем рынке, так и на мировом.

Владислав Пастернак: «Кино — это искусство, бизнес — вынужденная форма его существования»

Славуня Пастернак. Фотография: moviestart.ru

— Чего, на ваш взгляд, не хватает российскому иллюзион?

— Ответ очень простой: свободы и денег. Но так или иначе сего не хватает всем кинематографиям: нет ни идеально богатых, ни хорошо свободных кинематографий. Всегда есть эти два ограничения. В любом случае, если бы в кино больше денег и больше свободы, результат может быть феноменальный, и нежели больше снимается фильмов, тем больше вероятность прорыва. Это типичный венчурный торговля, где только количество перерастает в качество. Чтобы получился такой шедевр, во вкусе «Слон сидит спокойно» Ху Бо, необходим был весь многолетний повышение китайской кинематографии, продолжающаяся либерализация китайского проката. «Холодная война» Павела Павликовского — сольватация нескольких стран, вся европейская художественная и финансовая мощь. Да и отечественные шедевры последних полет, от «Русского ковчега» до «Левиафана» и «Аритмии», — это результат объединенных производственных усилий и внутренние резервы автора высказываться открыто.

— Легко ли отечественным картинам выходить на транснациональный кинорынок — и почему?

— Никто не ждет на рынке российскую картину единственно потому, что она российская. Международному рынку нужно только самое сильное киношка на мировом уровне, причем не только технологически и эстетически, но до сей поры и понятное международной аудитории. Поэтому нужны не специфические российские проблемы, а общечеловеческие, же — и это важно в нашем случае — рассказанные уникальным русским киноязыком, да покамест и с учетом языка мирового кино. Именно поэтому востребовано кино Андрея Звягинцева, оно популярно каждому: и мексиканцу, и итальянцу, и монголу. Но, помимо формы и содержания, нужна деловая сфера и благоприятный экономический и политический климат. По моему опыту, зарубежные дистрибьюторы не входя в подробности безразличны к вопросам санкций и контрсанкций, и, если российский фильм хорош как вариофильм, он будет куплен и показан. Легко ли итальянской или испанской картине вытесаться на мировой рынок? Если там есть звезды, это значительно элементарнее. Но из наших актеров пока мировой звездой вроде Моники Беллуччи али Хавьера Бардема еще не стал никто, в лучшем случае у некоторых появилась какая-так узнаваемость. Будем больше взаимодействовать с миром — будут сниматься и завоевывать мировую репутация наши актеры (не обязательно те, кто кажется нам суперзвездами не откладывая), будет и международная судьба у нашего кино.

Владислав Пастернак: «Кино — это искусство, бизнес — вынужденная форма его существования»

Владислав Пастернак. Фотография: Михаил Вильчук / hhg.ru

— Ваша милость часто ездите на международные фестивали — как на них принимают российские фильмы? Какое во всех отношениях в мире мнение о российском кино?

— О российском кино не слишком много знают, в основном бери слуху самые громкие имена. Чаще всего с зарубежными коллегами мне требуется обсуждать творчество Звягинцева, Сокурова, Бекмамбетова; реже — Кончаловского и Михалкова и из прошлого — Тарковского. Многие видели фильмы Балабанова, Германа, Бондарчука, иногда помнят последние фестивальные новинки. Что-то идет у нас в широком прокате — зарубежным коллегам любопытно, но не побольше того. Иногда выясняется, что кто-то видел что-то изо кассового топа. Никакого предвзятого мнения о нашем кино нет, обычно будто бы только о лучшем, и всегда с восторгом. Наша кинематография — одна из нескольких самых интересных в мире, так из не самых масштабных. На нас в целом сейчас нет моды, делать за скольких на корейцев, наших актеров почти никогда не знают по именам, же каждое наше художественное и смысловое достижение встречают с уважением, любовью и радостью. А в некоторых случаях отечественные фильмы снова и очень хорошо востребованы на рынке. В любом случае, если фильм появляется в конкурсе фестиваля, спирт получает ровно такое же внимание, как любой другой. С другой стороны, в навал ли наших режиссеров помнит по именам широкий отечественный зритель?

— Нате что вы как продюсер обращаете внимание, когда решаете, браться ли по (по грибы) тот или иной кинопроект?

— Прежде всего, на свое личное похоть — потратить на такой фильм несколько лет жизни и взять на себя ручательство за достойное использование ресурсов, которые на него будут потрачены. И сие желание возникает из множества факторов — как из внутреннего голоса, вкуса, таково и из понятных сторон проекта — сценария, режиссера, общественной, фестивальной или рыночной обстановки. Сие может быть прекрасный сценарий в поисках режиссера, книга или просто гипостасис. Но каждый начатый проект — исключение: чаще всего решение приходится предполагать отрицательное. Режиссер может быть мне очень интересен, но сценарий далеко не убеждать. Главное — хочу ли я в итоге увидеть на экране будущий вестерн и знать, что он подписан моим именем. Зритель тратит рублей 300 и пару часов и следовать это требует дать ему высококачественное произведение. Мои затраты несопоставимо перед этим, поэтому и выбираю я проекты куда более придирчиво, чем фильм для просмотра в кинотеатре. Стараюсь вызариться почти все, а сделать решаю, может, один из пары тысяч предлагаемых проектов.

Ми нужно не то кино, которое я могу снять, а то, которое приставки не- могу не снять. Разумеется, я сразу же прикидываю, как может имеющий быть фильм повести себя на фестивалях и будет ли он им абстрактно нужен, что будет в прокате, насколько он будет интересен аудитории ТВ, зарубежным зрителям, хотя это происходит практически одновременно с процессом знакомства с проектом, и в любом случае далеко не слишком предсказуемо, что будет через год, какая будет конкуренция, почему будет с обществом и миром. Поэтому единственный критерий — качество. А маркетинговые исследования хороши единственно постфактум, когда фильм готов и надо объективно оценить, что получилось и по образу его воспримут. И все это не исключает вероятности ошибки. Кино — сие искусство, бизнес — вынужденная форма его существования.

— Какие российские фильмы, снятые по (по грибы) последние пять лет, вы бы назвали значимыми для нашей киноиндустрии?

— Таких фильмов в навал. Фильм, собирающий кассу, значим для индустрии, так как укрепляет веру кинотеатров в заряд российского кино. Фильм, на котором совершаются технологические, эстетические, тематические открытия, двигает фольклор и производство вперед. Фильм, получающий награды на международных фестивалях, успешно продающийся после рубеж или создающийся в копродукции с зарубежными партнерами, двигает индустрию в мир. Определеннее я бы назвал — «Левиафан», «Нелюбовь», «Движение вверх», «Экипаж», «Притяжение», «Аритмия», «Битва следовать Севастополь», «Духлесс 2», «Я худею», «Географ глобус пропил», «История одного назначения», «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в беседка инвалидов», «Салют 7» и многие другие.

Владислав Пастернак: «Кино — это искусство, бизнес — вынужденная форма его существования»

Владислав Пастернак. Фотография: shouldknow.ru

— Можете обратить внимание молодых российских режиссеров, еще неизвестных широкой публике, но, на ваш точка зрения, имеющих все данные, чтобы стать в будущем звездами?

— Прежде всего, я самонадеянно верю, что-что это те, с кем работаю я. Это режиссер фильма «Близкие» Ксения Зуева. Сие Антон Бильжо — посмотрев его «Рыбу-мечту» и «Амбивалентность», я предложил ему план и был счастлив получить согласие. В студенческие годы вместе со Святославом Подгаевским ты да я сделали несколько короткометражек и клипов, а теперь он — правда, уже с другими продюсерами — центровой кассы в категории российского хоррора и его кино продается на весь круг. Есть и еще несколько имен, которые я пока подожду называть, чтобы малограмотный привлекать к ним и их проектам внимание раньше времени. Верю, что муж товарищ Гамлет Дульян, только что завершивший съемки экранизации знаменитого романа «Мы», добьется большого успеха. Изо тех же, с кем сам не работал, — думаю, Александр Хант («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в жильё инвалидов»), Александра Стреляная («Порт»), Тимофей Жалнин («Двое»), Борис Гуц («Фагот»). Талантливых людей у нас счет потерян, но, чтобы стать звездой в кино, должны сойтись на небе многие звезды враз.

— У нас на портале «Культура.РФ» собрана большая коллекция советского кинокартина и в том числе 100 фильмов для школьников. Что, на ваш сторона, обязательно нужно посмотреть? Что бы вы внесли в этот список и показали своим дети?

— Фильмы Станислава Ростоцкого, Никиты Михалкова, Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Ролана Быкова и единаче штук 200 картин, на мой взгляд, к просмотру совершенно обязательны, накипь — просто желательны. Начинать можно с любой. «Обыкновенный фашизм», «Бриллиантовая рука», «Родня» — безлюдный (=малолюдный) представляю, как всего этого можно не посмотреть. К сожалению, на разбор всего, что нужно, уходят годы, особенно если кино не фундамент занятие. Ничего, что можно было бы назвать лишним, в подборке портала ми не встретилось. Главное — получать эстетическое и интеллектуальное удовольствие и помнить, что принимать еще несколько тысяч фильмов, снятых в мире и в современной России, которые также надо посмотреть.

culture.ru