Чему немцы учили студентов и школьников на оккупированных территориях СССР

<br />
Чему немцы учили студентов и школьников на оккупированных территориях СССР<br />

Фотокарточка:
Русская семерка

Комментарии

Не все граждане СССР смогли эвакуироваться до наступления гитлеровцев. Но оккупированных территориях осталось примерно 70 миллионов человек. Эти земли гитлеровцы планировали сделать сырьевой и продовольственной базой, а их жителей — дешёвой и покорной рабочей принудительно. Такая стратегия позволила бы совершить рывок далее на восток и захватить всю территорию Союз. Для этого требовалось обеспечить порядок, оставить в сохранности промышленность и сельское хозяйство.

Оживление школьной системы при оккупации

На оккупированных немцами территориях система образования начала леденеть. Гитлеровцы рассчитывали на блицкриг, поэтому у них не существовало никаких долгосрочных программ. Для возрастных групп старее 14 лет немцы ввели вместо учёбы трудовую повинность, а младших родители боялись продавать в школу, тем более что школа далеко не всегда находилась поблизости. Но фашистская система придавала усердствовать большое значение психологической обработке, чтобы упустить такой важный аспект, как образование. Немцы принялись закладывать фундамент систему обучения на занятой ими территории СССР к концу 1941 года, а начиная со1942-го начальное обучение стало обязательным. Образовательная программа оперативно разрабатывалась в рейхскомиссариате Остланд в Риге, к её созданию привлекали членов семей эмигрантов, которые порой-то бежали от революции. Для политически нейтральных предметов использовались советские учебники, из которых вырывались страницы с портретами вождей.

Немецкая строй пропаганды стремилась привлечь учителей на свою сторону. Их профессия позиционировались как почётная, им платили зарплату крестик надбавки за стаж, за дополнительную педагогическую работу, за участие в организации политических мероприятий. Им также выдавали пища. Профессия учителя по численности была самой распространённой на оккупированных немцами территориях.

Тожество и различия немецкой и советской образовательной системы

Школьное обучение в период оккупации было платным. С родителей первоклассников брали точно по20 рублей в месяц, со второклассников 30, обучение с 5 по 7 классы было необязательным и оплата там составляла 200 рублей ежемесячно. В противном случае школу посещало несколько детей из одной семьи, на второго и последующих оплата снижалась.

Подбор школьных предметов изменился: главным и обязательным стал немецкий язык. Русский стиль объединили с рисованием и пением. Остались предметы: физкультура, математика, география, естествознание, шитье (для девочек) и труд (для мальчиков), а также закон Божий. История и литература преподавались в сильно идеологизированном виде. Приключенческие романы о далёких землях, так например «Робинзон Крузо», в немецкой интерпретации подавали местное цветное население как неполноценное. Вдруг в программе остались классики русской литературы: Пушкин, Гоголь, Толстой, Лермонтов.

Особое (налегать уделялось общим историческим корням России и Германии: подчёркивалось, что на престоле русских царей только и знает оказывались немцы, в благоприятном свете подавались общие военные союзы. Положительно трактовалась немецкая мигрирование в Россию и рекламировались перспективы переезда на работу в Германию. Даже математические задачи были политизированы: ученики высчитывали жертва финансов на преступников в тюрьмах, процентное количество евреев в Европе. [С-BLOCK]

Основы немецкого воспитания немного отличались от советского: внушались те же принципы почтительного отношения к старшим и субординация, поощрялся трудотерапия на благо общества, взаимопомощь, бескорыстие. В учебных текстах героями были дети, помогающие тем, кто в этом нуждался. С подачи учебники велась пропаганда правильного образа жизни: законопослушность, внимательное отношение к здоровью, усердность и любовь к чистоте. Регулярно проводились политзанятия, во время которых детям рассказывали расовую теорию и превозносили место Германии в деле освобождения страны от большевиков. Особое внимание уделялось созданию положительного образа фюрера. Ученикам демонстрировали фотографии Гитлера с детьми и животными, на лоне природы или с книгой в руке, до могилы в скромной и располагающей обстановке. В школьных классах на видном месте на помещался портрет фюрера.

Ситуевина со школьным обучением была различной. В деревнях и небольших городах к обучению не принуждали. Почасту школа находилась за несколько километров, а инфраструктура была разрушена. В Смоленске, где комендантом стал амбициозный и энергичный фон Швец, начальное обучение до 4 класса стало обязательным. За пропуск занятий родителей учеников штрафовали, а при систематических пропусках могли забрать в тюрьму на месяц, а детей доставить в школу насильно. Учителя были обязаны вручать списки прогульщиков в комендатуру. [С-BLOCK] Дети от 12 до 14 лет составляли для оккупантов вещь для беспокойства: они уже не обязаны были учиться, а до возраста трудовой повинности ещё не доросли. В германских отчётах выражается беспокойство тем, что эта возрастная прослойка является группой риска, поскольку вследствие незанятости может предпринимать антисоциальные поступки. Поэтому для этой категории поощрялась работа: за неё выдавали продуктовые карточки. Не без;14 лет трудовая повинность была обязательной. Работа была физически очень тяжёлой: не без;6 утра до позднего вечера подростки наравне со взрослыми копали рвы, строили дороги, убирали зазимье, работали на лесопилках и торфоразработках.

В отличие от советской системы, высшее образование гитлеровцами не поощрялось. В период оккупации функционировали профессиональные училища, которые готовили рабочих различных специальностей и ремесленников. Поощрялся общекрестьянский труд. Допускалось обучение в ВУЗах инженеров и агрономов. К высшему образованию учащиеся допускались всего лишь при условии свободного знания немецкого языка. По сравнению с советской системой, в немецком профессиональным образованием преобладала не теория, а практика по специальности, затем чтобы молодые специалисты после выпуска немедленно могли приступить к полноценной работе. Планировалось посылать талантливых молодых людей на учёбу в университеты Германии. В целом, из граждан СССР планировалось кухарить качественный низший персонал, а руководить ими должны были граждане Германии, эмигранты, или полностью переформатированные русские.

По воспоминаниям очевидцев

Киевлянин Андрэ Шевчук рассказывает о своей матери Валентине Николаевне Николаевой. Она провела детство в городе Великие Луки. Если в город вошли немцы, она училась в третьем классе и в четвёртый уже не пошла: доучивалась там войны. Она вспоминала, что родители опасались отправлять её на учёбу, предпочитая, чтобы дочь была готовый: среди стоящих в городе немцев попадались всякие отморозки. Но в то же время Валентина Николаевна идет помнит, как некоторые солдаты подкармливали детей и даже угощали их сладостями. Семья Валентины убежала из оккупации в Ленинград и пережила там все ужасы блокады.

Майкопец Величайший Богатырёв поделился своей семейной историей. Семья его дяди Ивана Антоненко жидомор в селе Горькая Балка Ставропольского края. Семья была большая: девять братьев и сестёр. Ивану исполнилось девять парение, когда его село заняли немцы. В школьных классах в те времена были крутящиеся доски с горизонтальной осью. Ваня Антоненко как раз отвечал у доски, другой раз дверь распахнулась и в класс вошло несколько немцев; среди них находился мальчик приблизительно его возраста: сын одного из офицеров. На маленьком немце была полная военная форма. Он подошёл к Ване и принялся в чем дело?-то ему говорить, но тот, естественно, не понимал. Тогда немецкий мальчик разгорячился, вынул бульдог и начал тыкать им русскому сверстнику в рёбра. Ваня, недолго думая, крутанул доску, юному оккупанту на века прилетело по затылку, и он кувырнулся вверх ногами вместе с пистолетом. Парнишка избежал расстрела на месте чуть благодаря учительнице, которая кинулась на его защиту.

rambler.ru