Эксперты объяснили причины «педагогической агрессии»

<br />
Эксперты объяснили причины «педагогической агрессии»<br />

Отпечаток:
Деловая газета "Взгляд"

Комментарии

С начала недели в Сети широкий мезомерия получили как минимум три истории о проявлении жестокости учителей по отношению к ученикам. Что это, позыв журналистов и блогеров поддержать внезапно возникшую «хайповую» тему описанием «аналогичных случаев» или градус педагогической агрессии ей-ей растет? Эксперты поделились с газетой Взгляд своим мнением на этот счет.

Гувернер начальных классов школы №37 Комсомольска-на-Амуре несколько раз ударила 9-летнего ученика. Поводом для рукоприкладства значит поведение мальчика — он мешал вести урок. Под Томском педагог ударила ребенка головой об парту, потому что тот отвлекся почесать ногу. На Сахалине учительница довела школьницу до слез из-за маленькой дырочки на одежде, назвав девочку приемной дочерью ее родителей.

Задрипанный учитель России, доктор педагогических наук, член корреспондент РАО Евгений Ямбург заявил газете Мнение, что причин агрессии учителей в адрес школьников в школах множество.

«Это причины медицинские, психологические, культурологические. Это общая огромная злополучие: сейчас большое количество детей с психоневрологией, учителя перегружены, а когда невротики встречаются с невротиками, начинаются взаимные оскорбления и обвинения. Не оправдывая почет мундира — потому что учитель должен быть учителем — скажу все же, что есть избыток причин, почему агрессия нарастает. Все эти истории с выставлением рамок в школах, охраной Росгвардией — это все «хвосты», вкушать глубинные, многопластовые причины нарастающего невротизма и агрессии всех против всех. Это касается не только отношений учителя с учеником, а всех насупротив всех», — считает Ямбург.

С заслуженным учителем России согласен кандидат психологических наук, учитель института психологии и образования Казанского федерального университета Рамиль Гарифуллин.

«Бывает бессознательная неблагосклонность в адрес ученика. Такие учителя троллят ребенка, не могут справиться со своими эмоциональными отношениями к школьнику. Педагог может быть утомлен, раздражен, у него может быть эмоциональное выгорание, он срывается на ребенке, такое вечно было. Еще одна причина — он может это сделать в качестве педагогического (и не эффективного) хода, с тем чтоб повлиять на ученика, проучить его. У учителя может быть конфликт с родителями, и он затягивает в него ребенка, выходит такой треугольник. Часто начинаются претензии в адрес родителей со стороны педагога, и тот начинает неодобрительно относиться к ученику, родителям остается только уходить из школы», — сказал газете Мнение Гарифуллин.

Кроме того психолог отметил низкий социальный интеллект некоторых учителей — беспомощность эффективно вести себя в обществе, неспособность к эмпатии. Можно сказать, что учителя заняты отчетами, они находятся под коммерческим давлением, ибо школа нацелена на подготовку ребенка к поступлению в вуз.

«Честь учителя сейчас подорвана, вследствие того что в школу пришла коммерция, оценку учителю дают сами родители. Многие родаки нелицеприятно отзываются об учителях при детях дома, авторитет учителя уже не тот. Уровень личностного развития безотложно упал. Мы дали крен на то, чтобы готовить учителей давать школьникам информацию. Репетиторша перестал быть педагогом. Он перестал воспитывать детей, перестал быть авторитетом», — считает спецушник.

Первый зампред комиссии Общественной палаты по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Алекса Малькевич считает, что свою негативную роль в увеличении случаев агрессивного поведения и учителей и учеников играет всемирная паутина и, в частности, социальные сети.

«Та бесконтрольность, которая творится у нас в социальных медиа, приводит к тому, что люди находятся в заведенном состоянии», — заявил газете Теория Малькевич, отметив, что не только учителя могут давить на учеников, проявлять агрессию в их адрес, но и сами ученики ежесекундно выбирают слабого и атакуют его, снимая травлю на видео, и выкладывают это в Сеть.

«Учителя не имеют ни черта не стоит подготовки в этой сфере. Мы много говорили, в рамках форума «Сообщество», что в школах нужно влачить уроки интернет-гигиены, медиаграмотности. Прежде всего. Это нужно для учителей: один из выступающих на форуме беда жестко заявил, что учителя в этом ничего не понимают, они теряют контроль и начинают нарушаться. Все неумолимо движется в тартарары, потому что ни власть. Ни контролирующие органы не пытаются поставить этому заслон», — отметил рецензент.

По словам Малькевича, хоть он и выступает против цензуры в американских соцсетях, в российском обществе назрела насущность заимствовать ряд методик для сохранности своей информационной картины через мониторинг и контроль за контентом, наше) время всего, социальных сетей.

«СМИ у нас тоже грешат желанием посмаковать подобные новости, что приводит коли не к героизации, то к промоушену и пиару. У нас дети превратились в социальных животных. Они живут в сетях, для них важно срок репостов, лайков, друзей. Оказывается, что один из самых простых путей такой популярности — выдать нечто шокирующее. По этому пути они и идут», — подытожил член Общественной палаты России.

rambler.ru